david_gor (david_gor) wrote,
david_gor
david_gor

Category:

Спецслужбы и персональные данные, собираемые при продаже ж/д билетов



Совокупное действие норм права

Опять же для начала приведу относимые к вопросу извлечения из законодательства (на уровне федеральных законов).

На первом месте, как ни странно, у нас будет стоять устав РЖД. Представьте себе, это закон. Такой же как и все прочие федеральные законы и подлежащий исполнению всеми гражданами и органами государственной власти.


Федеральный закон № 18-ФЗ от 10.01.03. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

ч.27 ст. 2

пассажир – лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее;

ч. 7 ст.3
Пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Ст. 114.
Любые соглашения перевозчика с грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) или пассажирами, имеющие целью ограничить либо устранить ответственность, возложенную на перевозчика, грузоотправителей (отправителей),грузополучателей (получателей) или пассажиров, считаются недействительными, если иное не предусмотрено настоящим Уставом, а любые отметки об этом в перевозочных документах, не предусмотренные настоящим Уставом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не имеют силы.

Ч.4. ст. 115.
Ущерб, причиненный третьим лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств владельцем инфраструктуры и (или) перевозчиком, возмещается последними в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

***

Закон «Об оперативно розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12.08.1995 г.

Этот закон применим здесь в совокупности многих норм, т.е. практически весь. Поэтому за невозможностью ограничиться извлечениями привожу просто ссылку http://www.nelegal.ru/hck.jsp?P=205&M=158 , а ниже по тексту буду ссылаться на конкретные нормы.
***

Необходимые извлечения из прочих законов уже приведены здесь
***

В качестве маленького лирического пролога, отмечу, что все эти федеральные законы очень плохо стыкуются между собой. Фактически они не предназначены для совокупного применения, поэтому далее у нас будет сплошная эклектика и множество вопросов, на которые может быть даст ответ наша работа.

Для начала отметим, что в силу ч.27 ст.2 Устава РЖД (на секундочку, это федеральный закон), человек признаётся пассажиром лишь находясь на вокзале непосредственно перед поездкой, во время пути следования и, опять же, находясь на вокзале сразу после поездки. Во всех остальных случаях он пассажиром не является.

Соответственно, все нормы закона «О транспортной безопасности», касающиеся персональных данных пассажиров могут исполняться только в течение этого периода.

Вопрос о том, чьи же данные собирают кассиры ж/д касс при предварительной продаже билетов, остаётся открытым. Вернее, этот вопрос можно, размахивая билетом, задавать кассирам вокзальных платных туалетов, которые бесплатно могут посещать только граждане за пару часов до отправления поезда и в течение пары часов после прибытия.

Больше никто на этот вопрос ответить не может. Зато туалетные кассиры хорошо знают закон – человек, купивший билет за день и более перед отъездом, пассажиром не является.

Следовательно, при предварительной продаже билетов данные о пассажирах собирать нельзя. Если строго следовать этим двум законам (Уставу РЖД и закону «О транспортной безопасности), персональные данные пассажиров можно собирать только лишь непосредственно перед поездкой. Мало того, сразу же, как только человек покинул вокзал по приезде надо эти данные уничтожать в силу закона «О персональных данных».

Однако, не будем отвлекаться на сбор данных, т.к. нас интересует их уничтожение. Уничтожение международно-конвенциально и законодательно увязано с достижением целей сбора и обработки персональных данных. Цели сбора и обработки персональных данных пассажиров ж/д однозначно увязаны с обеспечением транспортной безопасности. И также не могут достигаться после того, как человек покинул территорию вокзала (см. обсуждение здесь http://david-gor.livejournal.com/85773.html ).

Итого с двух сторон, двумя независимыми путями приходим к одному и тому же выводу – данные должны уничтожаться после завершения поездки и могут храниться не более, чем туалетные кассиры считают человека пассажиром.

Очевидно, что данное дело хорошо бы подкрепить письменным экспертным заключением туалетных кассиров. Иными словами, обратиться с отдельной жалобой на отказ в бесплатном предоставлении услуги туалетной комнаты. Обосновывая эту жалобу ст.ст. 114, 115 Устава РЖД.

И желательно этот туалетный процесс вести параллельно текущему, но от другого лица. Почему от другого – это предмет отдельного обсуждения со своими плюсами и минусами (возможно, я не прав).
Законодательная эклектика этим не ограничивается. Есть у нас в законовницах ещё и закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Также оторванный от предыдущих законов, что добавляет много пряного в эту кашу.

Согласно ст.2 закона об ОРД,

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

Согласно ст.5 закона об ОРД,

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного.


Во как (!). И здесь то же самое. УНИЧТОЖАЮТСЯ! Через год. Но это только в том случае, если до их сбора была какая-то информация о причастности человека к совершённому, совершающемуся или готовящемуся преступлению. Покупка ж/д билета не является информацией о подготовке к преступлению, поскольку идея прокатиться за свой счёт не является преступным замыслом.

Согласно ст. 6 закона об ОРД,

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.


Вот он этот перечень.

Очевидно, что кассовые аппараты, посредством которых собираются персональные данные, к этому перечню отнесены быть не могут. Поскольку данные собираются вполне себе гласно и даже почти публично. Какая же это негласность, если требования о предоставлении данных включены непосредственно в опубликованный федеральный закон.

Тогда к какой группе из списка, приведённого в ст. 6 закона об ОРД, можно отнести сбор этих данных?

Получается, что ни к какой.

Но окончательный мат в этой партии ставится ст. 7 закона об ОРД, согласно которой

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
7. О достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.


Это третий путь, который приводит нас к тому же выводу:

Данные, собранные при продаже ж/д билетов могут использоваться лишь в период, пока человек считается пассажиром, т.е. от вокзала до вокзала. Причём, исключительно в целях транспортной безопасности. Всё остальное – это грубейшее нарушение закона и незаконная оперативно-розыскная деятельность, т.е. уголовщина.

Остаётся только понять, как этих уголовников поставить на путь перевоспитания, т.е. как физически обеспечить уничтожение персональных данных после того, как пассажира перестали пускать бесплатно в туалет.

Этот вопрос обсуждается здесь
Subscribe

  • Альтердемагогия о национализме.

    По плану вроде как об Украине надо было ещё за два текста до текущего. Но не решаюсь. Каркать не хочу. И сам не знаю чего жду и на что надеюсь. Так…

  • Ещё об ориентирах.

    Начну с новостей: За выходные появились первые документы по ситуации с Украиной. РФ передала США свой план по Украине: федерализация,…

  • К вопросу о революции.

    (забегая вперёд) Вот пографоманил чуточку и добыл себе пищу для размышлений . За последние два дня в моём журнале появилось несколько…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments