david_gor (david_gor) wrote,
david_gor
david_gor

Categories:

План полётов

До 1998 г. ж/д билеты были анонимными. Лично я очень много колесил по СССР и бывало даже вовсе без паспорта, т.к. регистрации по месту пребывания не было, а прописка никого не интересовала, кроме работодателя.

В 1998 г. железнодорожные билеты стали продавать по паспорту. Я хорошо помню объявление на Курском вокзале в Москве, мол, в связи с участившимися случаями спекуляций (!) железнодорожными билетами их продажа производится по предъявлению паспорта. Не приобретайте билеты с рук.

Бредовость ссылки на спекуляции комментировать не буду. Особенно если учесть какими темпами в тот период падал пассажиропоток.

Постановлением Правительства от 11 марта 1999 г. № 277 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» продажа билетов по паспорту была «узаконена».

Согласно п. 12 этих Правил, приобретение проездного документа (билета), кроме билетов на пригородные поезда, производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении).
При оформлении проездного документа (билета) на поезда дальнего и местного следования указание фамилии пассажира и номера документа, удостоверяющего личность, является обязательным. Пассажир обязан проверить правильность указанных в проездном документе (билете) фамилии и номера документа, удостоверяющего личность, а также реквизиты поездки.

Согласно п. 14. - пассажир при посадке в поезд обязан иметь надлежащим образом оформленный проездной документ (билет), документ, удостоверяющий его личность, реквизиты которого указаны в проездном документе (билете), а при наличии льгот - также и документ, подтверждающий право на льготы.
При несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего его личность, фамилии или номеру, указанным в предъявляемом проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, в проездном документе (билете) пассажир к посадке в поезд не допускается.

Согласно п. 17. - пассажир, предъявивший в поезде проездной документ (билет), срок действия которого истек или в котором указаны фамилия или номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии или номеру, указанным в документе, удостоверяющем личность пассажира, считается безбилетным.

Конечно, это не законно, т.к. никакая обязанность не может быть возложена на гражданина иначе, как федеральным законом. Иными словами, если нет федерального закона, обременяющего гражданина обязанностью, то подзаконными актами ничего ему вменить в обязанность нельзя.

Я дважды пытался подобраться к этим Правилам, но оба раза мероприятие срывалось. В первый раз на стадии переписки с РЖД, которую я начал от своего имени, а затем в силу занятости и поездок пропустил трёхмесячный срок обжалования.

Второй раз уже на стадии судебного разбирательства. По моей просьбе обращение шло от имени человека, которому я помогал параллельно решить ещё один вопрос. Суд затянулся более, чем на год. К тому времени основной вопрос мы решили, а досуживаться по поводу Правил человек не стал.

Постановлением Правительства от 02 марта 2005 г. № 111 были утверждены новые «Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»

П.п.19, 29 новых правил практически повторяют положения ранее действующих правил. Разница только в том, что упор делается на то, что при несоответствии имени и номера документа, удостоверяющего личность с именем и номером, указанным в ж/д, билете пассажир не допускается в транспортное средство. Про безбилетность такого пассажира напрямую уже не говорится. Видимо сказался опыт нашей недоведенной до логического конца тяжбы – эта норма Правительственным юристам была поперёк горла с самого начала. Но в совокупности новые правила работают так же, как старые.

Новые правила не обжаловались. Вот собственно, вся предыстория борьбы за анонимность передвижения на территории России. Негусто.

Теперь о праве граждан на уничтожение их персональных данных.
Согласно ст. 5 Закона РФ «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ

1. Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:
1) законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;
2) соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;
3) соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;
4) достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;
5) недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.
2. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.


Начнём по порядку.
Ч.1 п. 1. – Законность способов обработки персональных данных о пассажирах под большим сомнением, т.к. способы эти сокрыты таким мраком, что говорить об их законности вовсе не приходится. Мы не знаем ничего о том как, где и для чего обрабатываются данные о пассажирах ж/д транспорта. Знаем только лишь то, что они собираются в принудительном порядке.

Ч.1 п.2. – О целях и соответствии этих целей полномочиям сотрудников РЖД можно сказать лишь то, что цели сбора персональных документов не заявлены (давным давно говорилось лишь о борьбе со спекуляцией). К тому же сотрудники РЖД не имеют никаких полномочий проверять документы, удостоверяющие личность или требовать предъявлять эти документы. Милиция такое право имеет в силу ст.11 закона «О милиции» и то только в случаях, когда человек подозревается в причастности к совершённому, совершаемому или готовящемуся преступлению или правонарушению.

Ч.1 п.3. - О соответствии объёма и характера обрабатываемых данных, а также способов их обработки заявленным целям и вовсе говорить нельзя, т.к. цели эти незаявлены, а характер обработки и способы обработки неизвестны. Неизвестен даже объём обрабатываемых персональных данных – говориться лишь о паспортных данных. Паспорт содержит множество персональных данных. В том числе и о семейном положении, детях, национальности (по желанию), отношении к воинской службе и т.д. Какие именно данные обрабатываются посредством РЖД и в каком порядке нам неизвестно. Равно как неизвестно исчерпывающим образом кому эти данные передаются и что с ними происходит в дальнейшем.

Ч.1 п.4. – принцип достоверности здесь соблюстись не может, т.к. сотрудники РЖД не имеют законных полномочий и квалификации проверять предоставляемый гражданином паспорт. Они вынуждены верить тому, что написано без возможности проверить достоверность написанного. Что касается недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе, возвращаемся к вопросу о том, что цели не заявляются. А для того, чтобы оказать услугу (довести пассажира из одного населённого пункта в другой) любые персональные данные избыточны. Во всяком случае, советская ж/д система без всяких персональных данных перевозила значительно больше пассажиров по гораздо большей территории, причём с непрерывным увеличением пассажиропотока.

Ч.2. п.5. – принцип недопустимости объединения информационных баз персональных данных нарушается со всей очевидностью, т.к. персональные данные ж/д пассажиров продаются на лотках вместе с милицейскими данными о лицах, находящихся в розыске, прописке, а также персональными данными из изъятых записных книжек.

Относительно ч.2 – мы не знаем каковы цели сбора и обработки персональных данных пассажиров ж/д транспорта, а значит не можем говорить и о сроках их хранения. Что же до уничтожения персональных данных, то уничтожение персональных данных в интегрированных системах учёта представляется вовсе невозможным.

Вот о последнем и речь.

Предполагается:

1. Приобрести билет из одного населённого пункта в другой населённый пункт.
2. После завершения поездки обратиться в РЖД с просьбой сообщить о том, где и как хранятся персональные данные о приобретении билета и совершении поездки, куда эти данные передавались и с какой целью.
3. После получения ответа (и в зависимости от ответа) – либо обратиться в суд (если товарищи из РЖД не дадут исчерпывающего ответа, либо в органы, куда персональные данные передавались.
4. По мере получения ответов разветвлять процессы с конечной целью – добиться решения суда (а может несколько решений для разных органов) об уничтожении персональных данных собранных РЖД при приобретении билета и совершении поездки.
5. Самое интересное – это получение по итогам тяжб мотивированного акта судебных приставов о невозможности исполнения судебного решения. Или тяжбы с судебными приставами по факту недобросовестного исполнения (если попытаются отписаться).

Естественно, могут быть варианты… Очень даже могут быть. Особенно если учесть, что я собираюсь пошагово публиковать каждое обращение до его подачи, а значит, они будут доступны вниманию товарищей из РЖД, милиции, ФСБ, службы судебных приставов и прочих милых сердцу русского человека структур, куда РЖД сливает персональные данные.

Интересно?

Если интересно, то нужен доброволец и нужны деньги на оплату беготни добровольца. Нужен механизм сбора этих денег и т.д.
Я принципиально не хочу всем этим заниматься (готов только писать обращения, жалобы и иски, а также отстаивать их в суде лично, когда в том будет необходимость). Ибо если это общественно значимо, то должны быть общественные механизмы реализации подобных инициатив. Я не единственный и не самый лучший юрист в сети, а значит будет обсуждение, поиск более приемлемых решений, чем те, которые могу предложить я. В конце концов, идея может быть реализована и вовсе без меня, если я в какой-то момент выйду из игры (никаких таких намерений у меня сейчас нет и даже напротив).

Юристы в проекте могут меняться, а заявитель (доброволец) должен оставаться неизменным. При этом на добровольца ложиться основная часть работы. Отсюда и необходимость оплаты его работы.
Subscribe

  • Альтердемагогия о национализме.

    По плану вроде как об Украине надо было ещё за два текста до текущего. Но не решаюсь. Каркать не хочу. И сам не знаю чего жду и на что надеюсь. Так…

  • Ещё об ориентирах.

    Начну с новостей: За выходные появились первые документы по ситуации с Украиной. РФ передала США свой план по Украине: федерализация,…

  • К вопросу о революции.

    (забегая вперёд) Вот пографоманил чуточку и добыл себе пищу для размышлений . За последние два дня в моём журнале появилось несколько…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments

  • Альтердемагогия о национализме.

    По плану вроде как об Украине надо было ещё за два текста до текущего. Но не решаюсь. Каркать не хочу. И сам не знаю чего жду и на что надеюсь. Так…

  • Ещё об ориентирах.

    Начну с новостей: За выходные появились первые документы по ситуации с Украиной. РФ передала США свой план по Украине: федерализация,…

  • К вопросу о революции.

    (забегая вперёд) Вот пографоманил чуточку и добыл себе пищу для размышлений . За последние два дня в моём журнале появилось несколько…