You are viewing david_gor

Previous Entry | Next Entry

Как бы ни хаяли и не ругали классно-урочную систему, на сегодняшний день я не знаю другой развитой полноценной образовательной системы, такой, чтобы от дошкольного до ВУЗовского и далее в академическую науку. Всё остальное требует поиска, исследований, ошибок, рисков, затрат и т.д.

Пожалуй, главный недостаток – это в том, что классно-урочная система просто устарела. Перестала поспевать за развитием общественных отношений, а дальнейшее её совершенствование путём тюнинга и оптимизации процессов уже не приносит ощутимых результатов.

С классно-урочной системой произошло то же, что произошло с паровой машиной. Сначала – это была примитивная, но перспективная модель с недостатками, с низким КПД, с высоким уровнем производственных рисков (через раз взрывы котлов и, соответственно, жертвы с ущебрами), потом непрерывно совершенствуемая хорошо изученная, легко тиражируемая технология и достижение теоретически расчитываемого предела (термодинамику не перепрыгнешь). И вот появляется новая технология – двигатель внутреннего сгорания и тот же путь, т.е. непрерывное совершенствование, осложнение, оптимизация, тюнинг и расчитываемый тупик, обусловленный законами природы. То же самое можно сказать о ламповой электротехнике (со своими технологическими пределами), полупроводниковой электронике и любой другой технологии, будь то производственная, информационная или научная. Всему своё время.

Неслучайно рассвет классно-урочной системы пришёлся на индустриальный период. Она заточена под индустриальное общество. Больше двухсот лет эта система образования пробивала себе дорогу, но во всей полноте и красоте она проявила себя именно тогда, когда понадобились люди, способные вместе с большим количеством других людей решать общие задачи, поставленные как бы извне.

Теперь общественные отношения стремительно меняются. Теперь юрист на фирме больше общается с юристами других фирм, чем с бухгалтерами той же фирмы. Задачи индивидуализировались и не формализуются начальством или работодателем. Теперь задачи возникают (!) с такой скоростью, что никому уже не нужен сотрудник, который вместо немедленного их решения будет докладывать начальству и ждать указаний.

Задачи возникают, а не ставятся. Вот ключевое отличие. Теперь уже не так важно вовремя прийти на работу, чтобы совместно с другими решать общую задачу по заданному сценарию. Гораздо важнее решить свою часть задачи любым приемлемым лично работнику способом, а не строго по инструкции.

Постепенно трудовые коллективы трансформируются в нечто иное. Теперь работа превращается в некую командную игру, в которой невозможно предугадать кто кому и в какой момент перепассует часть задачи. А в будущем уже даже стабильных команд не останется.

Причём задачи возникают не просто так, а в некоем множестве из которых сотруднику надо выбрать оптимальный пул задач или даже выдумать новую несуществующую задачу, решение которой будет равнозначно или субституционно возникшим. Совершенно иные отношения. Совершенно иная социализация. Жёсткая, репутационная, бескомпромиссная.
В этих условиях то, под что была заточена классно-урочная система (совместное решение поставленной задачи) уже перестаёт быть сверхактуальным.

Второй ключевой недостаток классно-урочной системы вытекает из первого. Если основная цель образования смещается от совместного решения поставленных задач в сторону самостоятельного вычленения задачи и самостоятельного (!) подбора ресурсов для разрешения задачи, то очевидно, что надо развивать коммуникационные способности в разнокомпетентном коллективе (извиняйте за сложную фразу).

Попробую сказать по-другому. Образование должно обеспечивать способность человека продуктивно взаимодействовать с другими людьми, занимающимися совершенно другими делами (решающих другие задачи) и использующих другие способы решения задач. Каждый в своём ритме, каждый свою задачу, каждый наиболее оптимальным лично для него способом, но при этом, не мешая, а помогая другим.

В рамках навыкового образования (например, в многодетной крестьянской семье) такие формы взаимодействия само-собой разумеются – каждый делает своё и не так, как это сделали бы другие. Например, задачу извлечь закатившуюся монету из под комода старшие решат путём сдвигания комода, а кто-то из младших сам влезет под комод.

Классно-урочная система исключает разнокомпетентность – различия сводятся лишь к разной степени одинаковой компетентнции. Дети привыкают общаться исключительно со своими сверстниками, решающими практически те же задачи. Положение усугубляется малодетностью современных семей, когда и в семье дети не коммуницируют с детьми других возрастов в широком диапазоне. Такие дети вообще не умеют общаться не со сверстниками.
А отсутствие навыков общения с людьми иной компетенции, иного уровня мышления и иных интересов в дальнейшем сказывается всю жизнь.

Из предыдущего следует ещё один побочный недостаток – детская жестокость. Тема сложная и отдельная. Я вообще не рискую эту тему раскрывать, но из бесед с несколькими психологами и педагогами пришёл к выводу, что в одновозрастной среде соревновательный фактр чрезвычайно высок, а сотрудничество возможно только в рамках выстроенной иерархии. Естественно, дети одного возраста выстраивают иерархию в жёсткой конкуренции за одни и те же нищи.

Характерная особенность одновозрастной среды – это установление жёстких стандартов соответствия некоему эталонному образу и конкуренция за нищи в рамках этой иерархии, с одной стороны, а с другой стороны отторжение тех, кто пренебрегает эталонным образом или не может ему соответствовать.

Напротив, в разновозрастной среде иерархия отношений выстраивается естественным образом, а эталонных моделей просто не может быть. Дети непрерывно совершенствуют навыки общения с другими детьми, имеющими совершенно другие навыки и интересы. И по мере взросления непрерывно меняют социальные роли и решаемые задачи. То, чему детей в одновозрастной среде вынуждены учить педагоги, в разновозрастной среде без всяких усилий осваивается естественным образом от старших к младшим.

Десятилетний мальчик просто не будет соревноваться с пятилетним. Но при правильной организации процесса может научиться взаимодействовать. Вот навыков такого взаимодействия классно-урочная система и не прививает. Впрочем, в индустриальных производственных отношениях такие навыки вообще маловостребованы (для этого есть начальство, которое и определяет кто с кем, насколько и в каком ритме).

Шутки ради скажу - стоило ли психологам тратить целое столетие на все эти исследования, если любой крестьянин без всяких многомудрых книжек сходу скажет, что братья начинают ссориться тогда, когда разница в возрасте перестаёт быть ощутимой, т.е. тогда, когда начинают совпадать их интересы.

Наиболее понятный недостаток классноурочной системы – это успеваемость. Сама идея успеть за образовательным процессом уже неактуальна. Навык управления процессом в постиндустриальном обществе куда важнее навыка успевания за процессом. Потому, что процессы индивидуализируются. Человек будущего, в отличие от человека индустриального, будет взаимодействовать с людьми разной компетенции, чаще, чем с людьми одинаковой с ним компетенции.

Соответственно, нужно учиться решать любую задачу, прежде всего образовательную, исходя из степени приемлемости решения, а не из необходимости успеть за другими. Образование должно обеспечивать требуемую степень осваивания любого навыка, любого предмета, любой задачи, которая возникает перед учеником. Кроме того система образования должна обеспечивать и развивать способность ученика самостоятельно формировать задачи.

Наиболее опасный недостаток классноурочной системы - это внешняя управляемость процесса образования. Классно-урочная система позволяет централизованно задавать самые разные стандарты и программы управления, включая идеологические стандарты, вплоть до лишения учеников всяких шансов на адекватное видение мира (это я не преувеличиваю). Классноурочная система позволяет в буквальном смысле програмировать человека, формировать его по любому образу, а в сочетании с современными информационно-коммуникационными технологиями -это мощнейший инструмент зомбирования, если того пожелает тот, кто управляет образовательным процессом. Ученикам остаётся лишь успевать следовать за процессом.

И при всём при этом другой развитой системы образования, которую можно было бы однозначно и без доработок принять взамен классно-урочной я пока не вижу.

Самым тревожным для меня решением было бы оставление классно-урочной системы (с некоторыми изменениями и доработками) для "плебса" и вывод подрастающей элиты в другие образовательные системы (к чему всё и движется).

О достоинствах классно-урочной системы см. здесь http://david-gor.livejournal.com/33376.html

Comments

( 56 comments — Leave a comment )
schegloff
May. 19th, 2008 03:15 am (UTC)
А почему - тревожным?
(к последнему абзацу) Разделение образования на массовое и элитарное - чем плохо?
david_gor
May. 19th, 2008 04:29 am (UTC)
Re: А почему - тревожным?
Сошлюсь в том числе и на Вас (пройтись по коментам и ссылкам в ссылках):

http://schegloff.livejournal.com/193386.html
http://dadakinder.livejournal.com/533449.html
http://taki-net.livejournal.com/412543.html

Как Вы думаете чего эти "элитусечки" раскудахтались (особенно в коментах)?
Можем ли мы считать элитой людей, которые всерьёз думают, что можно приватизировать культуру?
А ведь спроси в лоб, так будут утверждать, что они демократы :)

Если искусственное разделение на массовое и элитарное будет происходить в условиях абсолютной монархии и религиозного общества, то ничего страшного.

Но если то же самое произойдёт в светском обществе в рамках формальной (или даже теоретической) демократии, то не быть такому обществу долго. Каковы в этом случае шансы такой "элиты", которая за демократию, но чтоб необразованные и бескультурные знали своё место и не высовывались?

Так уж устроены общественные отношения, что по мелочи несправедливость сплошь и рядом, а по крупному:

Сила в правде. Всегда.
Правда на стороне несправедливо ущемлённых. Всегда.
Не бывает большего ущемления, чем искусственно препятствовать развитию человека. А тем более с детства.
:) - david_gor - May. 19th, 2008 07:54 am (UTC) - Expand
А вот тут возражу - - schegloff - May. 19th, 2008 08:57 am (UTC) - Expand
Re: А вот тут возражу - - david_gor - May. 19th, 2008 09:11 am (UTC) - Expand
Хорошая формулировка - - schegloff - May. 20th, 2008 03:18 am (UTC) - Expand
О "самоорганизации" - schegloff - May. 20th, 2008 03:28 am (UTC) - Expand
Re: О "самоорганизации" - (Anonymous) - May. 20th, 2008 07:48 pm (UTC) - Expand
Re: Интересная "адекватность" - - (Anonymous) - May. 21st, 2008 09:03 am (UTC) - Expand
gnuzzz
May. 19th, 2008 11:17 am (UTC)
ссылочка, имхо очень в тему этого и предыдущего постов:
http://arsenikum.livejournal.com/129376.html
david_gor
May. 20th, 2008 03:11 am (UTC)
Спасибо. Очень в тему. Всегда радуюсь Вашим ссылкам :)
lern21
May. 19th, 2008 08:08 pm (UTC)
Жаль,что тему похорон классно-урочной системы никто не поддержал.
А ведь она напрямую связана с вопросом образования для элиты и для быдла.
Почему все уверены,что у нас 2008 год на дворе?
Шарик большой. Где-то уже и 2030 - Япония и Сингапур, а где-то на Амазонке
и до н.э.

В тридцатом году еще уроки не отменили.
Американцы в школе 2.0 собираются.
Только не для элиты - для инновационной экономики.
Т.е. для всех:созидателей.

И не факт, что образование элиты там самое умное.
Математиков среди "элитных" детишек не фиксируется.Им достаточно вилку научиться держать и ЮрМБА получить.

Что касается нашего сырьевого, доиндустриального времени - то и внуки первоклассников будут еще сидеть на уроках.
Ну а элита учиться - индивидуально, у гувернеров.
Как там в "12 месяцев" у Маршака?
david_gor
May. 20th, 2008 03:13 am (UTC)
Настоящая элита у гувернёров учиться не будет. Те, кто выписывает гувернёров и делает упор на репетиторов не смогут обеспечить детям "правильной" социализации.
(no subject) - (Anonymous) - May. 20th, 2008 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lern21 - May. 20th, 2008 09:08 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
May. 22nd, 2008 01:37 pm (UTC)
Спасибо
Большое спасибо. Помогло готовиться к экзамену, и вообще очень было интересно.
(Anonymous)
May. 20th, 2009 01:44 pm (UTC)
здравствуйте) очень занимательная тема) до этого читала вашу статью по названием "Классно-урочная система. Возможности и альтернативы" Мне бы хотелось узнать поподробнее про альтернативы кл.-ур. системы, так как в статье про это толком ничего не написано. Заранее благодарю. Ответ надеюсь получить сегодня.
david_gor
May. 21st, 2009 04:57 am (UTC)
Так коротко (тем более за день) описать возможные альтернативы просто невозможно. Была у меня мысль сделать обзорный материал на эту тему, но чем больше вникаю, тем яснее понимаю, что это труд не месяцев, а годов (при моих темпах). Их действительно много.

"Учительская газета" и газета "1 сентября" непрерывно информируют читателей о разных методиках и новациях в образовании. Если всерьёз интересуетесь педагогикой, то рекомендовал бы подписаться на эти издания.

На мой взгляд полновесная альтернатива классно-урочной системе может вырасти из какой-либо развитой разновозрастной педагогической методики (например, Монтессори) в сочетании с интерактивными семейными образовательными методиками.

Классно-урочная система уже сегодня не отвечает требованиям времени, а значит, ничего кроме деградации образовательных институтов, основанных на этой системе, ожидать не приходится.

Тенденции таковы, что вероятнее всего вне семьи полноценного образования просто не останется. Увы, я думаю, что нас ждёт дефицит образования куда более ощутимый, чем возможные энергетические и ресурсные кризисы.

Edited at 2009-05-21 04:58 am (UTC)
freevad
Jan. 25th, 2010 09:38 am (UTC)
Согласен.

А насчет альтернативы - возможен вариант как в древнегреческих городах. У нас что-то типа этого Сухомлинский пробовал внедрять. Но я не верю что это возможно массово.
pingback_bot
Jun. 17th, 2011 11:29 am (UTC)
О школе.
User aime_85 referenced to your post from О школе. saying: [...] - О достоинствах классно-урочной системы http://david-gor.livejournal.com/33695.html [...]
pingback_bot
Sep. 29th, 2011 08:10 pm (UTC)
10 неизбежных преобразований образовательной системы
User jorkoffski referenced to your post from 10 неизбежных преобразований образовательной системы saying: [...] Недостатки классно – урочной системы. [...]
pingback_bot
Oct. 5th, 2011 06:46 pm (UTC)
Система управления и образование.
User jorkoffski referenced to your post from Система управления и образование. saying: [...] Недостатки классно – урочной системы. [...]
dz0rin
Oct. 8th, 2011 07:22 pm (UTC)
А вообще-то, без конфликта интересов и противоречий в представлениях общающихся по большому счёту не может быть никакого развития. Понятно, что выходов из конфликта много. Но вот в одновозрастном коллективе, где физические силы, как ни крути, всё-таки примерно равны, в болшинстве случаев таких альтернатив остаётся обычно только две: либо бесконечно ссориться и причинять физический ущерб и себе, и своему обидчику (окончательная победа в этой ситуации слишком проблематична: сегодня ты вроде бы одержал верх, а назавтра расслабился и так достал побеждённого и казалось бы уже сломленного противника, что тот разозлился ненашутку и, забыв вчерашний страх после поражения, наподдавал тебе хорошенько), либо искать пути сотрудничества, договариваться, выяснять, что и по какой причине не устраивает другого в твоей позиции, а тебя в его, и что можно сделать, чтобы действовать, не причиняя друг другу вреда, а даже напротив...

Конфликт - это ж вполне нормальная вещь и просто замечательная ситуация! Только через конфликты мы вообще друг друга начинаем вдруг видеть. Только через них мы рано или поздно открывает для себя другого человека как деятеля, у которого есть какие-то свои собственные планы, идеи, желания, замыслы, внутренний мир, сильно отличающийся от нашего собственного. Более того: необходимо создавать такие условия, в которых эти самые конфликты будут возникать неизбежно. Если развести всех детей в разные каморки, поделив их на мелкие, хорошо управляемые подгруппки, никаких конфликтов, естественно, не будет. Не будет и развития способностей...

И впервые в жизни у детей эти самые конфликты начинаются в средней группе д/сада. До этого возраста практически никаких конфликтов нет. Т.к. слабы ещё представления о мире, очень плохо удерживаются (воля ещё не достаточно развита). И в старшей, подготовительной группе, обычно, уже ситуация так или иначе разрешилась. Либо сумели договориться, либо взрослый взял на себя роль коммуникатора и за всех всё решил, каковы будут правила общения и совместной жизнедеятельности (вот это, последнее, есть подмена способности договориться).

Так или иначе, вся конфликтология, в принципе, построена именно на технологиях, разработанных в средних группах д/сада.
dz0rin
Oct. 9th, 2011 09:29 am (UTC)
Да, ещё раз хочу сказать, что всё, что Вы пишете об образовании, Давид, очень интересно. Анализ современной ситуации в образовании, на мой взгляд, сделан просто блестяще. Хочется читать и перечитывать, что-то уточнить в Вашей позиции, задавая вопросы, находить несоответствия со своим представлением и опять обращаться с вопросами.

"Пожалуй, главный недостаток – это в том, что классно-урочная система просто устарела. Перестала поспевать за развитием общественных отношений, а дальнейшее её совершенствование путём тюнинга и оптимизации процессов уже не приносит ощутимых результатов."
Да, просто результаты сейчас нужны совсем другие, те цели и результаты, которые по сей день преследуют общепринятые действующие образовательные концепции, уже никуда не годятся.

"Неслучайно рассвет классно-урочной системы пришёлся на индустриальный период. Она заточена под индустриальное общество. Больше двухсот лет эта система образования пробивала себе дорогу, но во всей полноте и красоте она проявила себя именно тогда, когда понадобились люди, способные вместе с большим количеством других людей решать общие задачи, поставленные как бы извне."
А почему извне? Разве, например, строительство ДнепроГЭС было задачей исскуственно придуманой и навязанной людям, а задача эта не подразумевала реализации потребностей общества в целом, каждого отдельного человека? Имею ввиду потребность пользоваться электоэнергией, получить новые возможности, как и люди в других, более развитых индустриально странах? Другое дело, что раньше не было необходимости в большом количестве творцов, продуцирующих и реализующих идеи, имеющих, скажем, об устройстве и функционировании этой ГЭС целостное и детализированное представление.

"Задачи возникают, а не ставятся. Вот ключевое отличие. /.../"
ППКС

"Если основная цель образования смещается от совместного решения поставленных задач в сторону самостоятельного вычленения задачи и самостоятельного (!) подбора ресурсов для разрешения задачи, то очевидно, что надо развивать коммуникационные способности в разнокомпетентном коллективе."
Здесь уже не всё так просто. Был ли мальчик, хочется спросить? А было ли у нас когда-нибудь даже позволено решать какие бы то ни было задачи совместно? Вы же сами утверждаете, что вся система изначально строилась на общении ученика с учителем, а не учеников друг с другом. Даже в сверхсекретных КАБе, разрабатывающих, например, атомные подводные лодки, все сотрудники работали изолированно друг от друга, каждый разрабатывал свою, строго определённую часть. Не дай господь к кому-нибудь зайти и просто поболтать, никто не должен был иметь ровно никакого представления о том, что делается даже за соседним столом (слышал об этом рассказ от дочери одного такого очень талантливого конструктора). Это была общая схема управления. Между прочим, эту схему теперь даже не скрывают, например, методологи на своих семинарах про неё рассказывают. А именно они последние несколько десятилетий рулят в образовании. Не было никогда и коллективов у нас, никто этим в педагогике не занимался. Даже у Макаренко не было (ну в том смысле, о котором Вы дальше пишете).
dz0rin
Oct. 9th, 2011 09:30 am (UTC)
"Классно-урочная система исключает разнокомпетентность – различия сводятся лишь к разной степени одинаковой компетентнции. Дети привыкают общаться исключительно со своими сверстниками, решающими практически те же задачи. Положение усугубляется малодетностью современных семей, когда и в семье дети не коммуницируют с детьми других возрастов в широком диапазоне. Такие дети вообще не умеют общаться не со сверстниками."
Ну, а про развитую дворовую культуру, неплохо-таки работающую систему внеклассного обучения, кружков детского творчества... не забыли? Классно-урочная система ею дополнялась. Одно другому ничуть не противоречило, а напротив.

"А отсутствие навыков общения с людьми иной компетенции, иного уровня мышления и иных интересов в дальнейшем сказывается всю жизнь."
Ещё раз хочу сказать. Начиная уже с детского сада, у нас практически никто и никогда не занимался развитием общения. Если для развития мышления ещё создавались условия, то уже до общения-то по большому счёту дело никогда не доходило. В том и соль. Во дворе учились, конечно, общаться друг с другом, но это касалось лишь совместной деятельности, преимущественно предметного, самого элементарного характера. Что касается более сложной по структуре деятельности, начиная уже с символических её видов (рисование, игра, конструирование, танец, лепка и т.д.), то для развития соответствующих способностей нужны были бы особые условия, о которых никто никогда даже не задумывался, т.к. не было в них особой необходимости. Действовать командой, где каждый из участников был бы равноценным по своим возможностям и способностям, никогда не учили...

Остальные моменты, я уже прокомментировал.
Спасибо за Ваши статьи. Хотелось бы услышать Ваш ответный комментарий.
Дмитрий.
dz0rin
Oct. 10th, 2011 06:08 pm (UTC)
Ещё разок, последний, если позволите, попробую сказать то же самое, но короче. Если, конечно, для Вас эта тема сколько-нибудь ещё интересна.
В общем-то, я не спорил с Вами, Давид. По-моему, в образовании не должно быть жёсткой привязки вообще ни к чему, в т.ч. к одному возрасту. Но точно также, и жёсткой привязки к разновозрастности коллектива детей... Просто, когда видишь вроде бы однозначную позицию, сразу же хочется возразить...
Если целью и ценностью станет сам ребёнок, семья, их самостоятельность (самость, субъектность) и автономия, здоровье и способности..., то тогда всё от этого в первую очередь и начнёт строиться.
В этом ключе, наверное, и опыт классно-урочной системы со временем будет переосмыслен по-новому. Когда будет, с чем сравнивать...
Благодарю за хорошую возможность подумать и поразмышлять! Дмитрий.
(no subject) - david_gor - Oct. 10th, 2011 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 11th, 2011 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - david_gor - Oct. 11th, 2011 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 16th, 2011 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - david_gor - Oct. 17th, 2011 02:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Oct. 11th, 2011 04:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - david_gor - Oct. 11th, 2011 09:48 pm (UTC) - Expand
pingback_bot
Oct. 12th, 2011 07:00 pm (UTC)
<lj user="david_gor">. Недостатки классно-урочной системы. Май, 20
User dz0rin referenced to your post from david_gor. Недостатки классно-урочной системы. Май, 2008 saying: [...] http://david-gor.livejournal.com/33695.html [...]
pingback_bot
Oct. 27th, 2011 01:59 pm (UTC)
Ну, почему в России так недооценивают мадам Монтессори
pingback_bot
Nov. 6th, 2011 11:10 pm (UTC)
No title
User my_fairy_lady referenced to your post from No title saying: [...] http://david-gor.livejournal.com/33695.html [...]
pingback_bot
Jan. 18th, 2012 10:15 pm (UTC)
О школе.
User gekkon12 referenced to your post from О школе. saying: [...] - О достоинствах классно-урочной системы http://david-gor.livejournal.com/33695.html [...]
livejournal
Jun. 26th, 2012 03:00 am (UTC)
Блажь – роскошь - средство достижения целей - необходи
Пользователь tatamo сослался на вашу запись в «Блажь – роскошь - средство достижения целей - необходимость.» в контексте: [...] Недостатки классно – урочной системы. [...]
livejournal
Apr. 5th, 2013 08:21 am (UTC)
Разновозрастное образование.
Пользователь nataliya_vt сослался на вашу запись в записи «Разновозрастное образование.» в контексте: [...] здесь [...]
livejournal
Apr. 16th, 2013 08:28 am (UTC)
Разновозрастное образование.
Пользователь lenivchek сослался на вашу запись в записи «Разновозрастное образование.» в контексте: [...] здесь [...]
livejournal
Nov. 25th, 2013 06:42 pm (UTC)
Разновозрастное образование.
Пользователь nadjaroshok сослался на вашу запись в записи «Разновозрастное образование.» в контексте: [...] здесь [...]
livejournal
Dec. 20th, 2013 05:19 pm (UTC)
Разновозрастное образование.
Пользователь marbarova сослался на вашу запись в записи «Разновозрастное образование.» в контексте: [...] здесь [...]
livejournal
Jan. 2nd, 2014 10:28 pm (UTC)
Разновозрастное образование.
Пользователь geminin сослался на вашу запись в записи «Разновозрастное образование.» в контексте: [...] здесь [...]
livejournal
Jan. 6th, 2014 04:07 pm (UTC)
Homeschooling
Пользователь sarcastic сослался на вашу запись в записи «Homeschooling» в контексте: [...] О достоинствах классно-урочной системы http://david-gor.livejournal.com/33695.html [...]
( 56 comments — Leave a comment )

Profile

david_gor
david_gor

Latest Month

March 2014
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner